четверг, 7 сентября 2023 г.

10 сентября — День профилактики суицидов

   Короткое слово «суицид» означает добровольный уход из жизни. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Классный руководитель не только должен все знать об этом, профилактика суицида среди детей и подростков должна стать одной из задач его деятельности. 
   В целях укрепления межведомственного взаимодействия Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13 утверждена «Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних».
   Работа по профилактике суицидального поведения включает в себя разнообразные формы работы и охватывает все возрастные категории учащихся (1-11 классы). Во всех возрастных группах проводится работа по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, обучение навыкам по выходу из экстремальных ситуаций.  
Примерные темы классных часов и внеклассных мероприятий по данной проблеме:
  • Учимся снимать усталость (1-2 кл.)
  • Мир прекрасен, потому что в нем есть я (1-4 кл.)
  • Как здорово жить! (1-4 кл.)
  • Толерантность (5-6 кл.) 
  • Как преодолевать тревогу (5-6 кл.) 
  • Способы решения конфликтов с родителями (7-8 кл.) 
  • Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8-9 кл.) 
  • Грани моего Я (9 кл.) 
  • Если ты окажешься на распутье (10-11 кл.) 
  • Способы саморегуляции эмоционального состояния (10-11 кл.)
   Информацию для работы Вы можете найти на странице "Профилактика", "Родительский лекторий".
   Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные и непродуманные, совершаются на пике эмоций, а иногда носят и демонстративный характер. Ими движет не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: «Обрати на меня внимание! Пойми меня! Помоги мне советом!» Вообще, самоубийство — отнюдь нелегкое для исполнения решение, потому что ему противостоит такая мощная сила, как инстинкт самосохранения. Однако самоубийцы не способны увидеть иной способ выхода из ситуации, кроме самоубийства, которое словно свет в конце тоннеля.   

Основным «инструментом» оценки суицидального риска является беседа с учащимся, наблюдение за ним; информация, полученная от его окружения.
Алгоритм действия педагога в случае выявления суицидального риска у учащегося:
• обеспечить немедленное наблюдение за учащимся,
• провести беседу с учащимся;
• предложить план помощи;
• по возможности наладить контакт с родственниками и другими эмоционально значимыми для подростка лицами;
• по возможности исключить учащегося из стрессовой ситуации;
сообщить педагогу-психологу гимназии (каб. 207).

Основные принципы построения беседы с учащимся в случае наличия факторов суицидального риска: 
• Неотложность;
• Конфиденциальность;
• Спокойное, «принимающее» отношение;
• Активное слушание и стимулирование выражения чувств;
• Избегание моральных оценок;
• Искренность и избегание невыполнимых обещаний;
• Неоднократное прояснение информации и проработка суицидальных мыслей.

   Помните, что в мире продолжают жить тысячи людей, которые обратились за помощью, и их жизнь была спасена благодаря своевременному вмешательству психологов, психиатров и других специалистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий