
Опираясь на традиционную в возрастной психологии периодизацию, И.С. Кон определяет схожие этапы профессионального самоопределения. Первый этап — детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли. Второй этап — подростковая фантазия. Третий этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей школьника. Четвертый этап — практическое принятие решения.
Существуют
разнообразные средства для выявления и оценки готовности учащихся к
профессиональному самоопределению. Хороший результат дают периодическое
анкетирование учащихся, опрос их
родителей и последующий анализ анкет, результаты которого фиксируются в
индивидуальной карте ученика и его портфолио, а также использование в работе
классного руководителя специальных диагностических и активизирующих методик.
Характер содержания и объем работы будут, естественно, меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы должна увеличиваться собственно профориентационная работа.
В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи:
- оказывает помощь учащимся в самопознании;
- осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду;
- участвует в организации их общественно полезного и производительного труда;
- организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы городу, республике;
- изучает личность гимназиста, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
- организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся;
- проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.
В содержание работы классного руководителя 8-11-ых классов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующие мероприятия:
- Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.
- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
- Включение каждого учащегося в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность.
- Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
- Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
- Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».
- Рекомендации учащимся старших классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.
Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профориентации следует рассматривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом специфики класса.
В 8-9 классе возникают
потребности в профессиональном самоопределении, происходит
дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных
ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Уровень направленности
личности в этом возрасте - профессиональные стремления и интересы, связан с
волевыми компонентами. Это достаточно устойчивое желание реализовать свои
актуальные потребности с помощью определённой будущей профессии. Интерес - это
уже устойчивая познавательная активность, проявляющаяся в планомерном освоении
деятельности, связанной с будущей профессией (кружки, секции, клубы и другие
дополнительные занятия). Учащиеся 8-9 классов заинтересованы в изучении
содержания будущей профессии, направлениях профессионального роста. И для них
профориентационная работа имеет, более прикладной и менее личностный смысл.
Гимназист является не только объектом профориентационной деятельности, но одновременно и субъектом. Все наши педагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые ни помогали молодому человеку, профессиональный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несет ответственность. Исходя из этого, целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью.
Учитывая возраст учащихся и психологические аспекты
развития профессионального самосознания, актуальной задачей классных
руководителей в психолого-педагогическом сопровождении профессионального
самоопределения личности учащегося является содействие развитию их
профессиональных интересов.
При проведении профориентационной работы Вы можете воспользоваться примерами классных часов для работы с учащимися по всем параллелям (5-11-ые классы) и рекомендации по их проведению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий