четверг, 10 декабря 2015 г.

Профессиональное самоопределение учащихся

   Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Важная роль в системе школьной профориентации по формированию готовности учащихся к предстоящему выбору принадлежит классному руководителю.
Опираясь на традиционную в возрастной психологии пери­одизацию, И.С. Кон определяет схожие этапы профессиональ­ного самоопределения. Первый этап — детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли. Второй этап — подростковая фантазия. Третий этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, — предваритель­ный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей школьника. Четвертый этап — практическое принятие решения.
Существуют разнообразные средства для выявления и оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Хороший результат дают периодическое анкетирование учащихся, опрос  их родителей и последующий анализ анкет, результаты которого фиксируются в индивидуальной карте ученика и его портфолио, а также использование в работе классного руководителя специальных диагностических и активизирующих методик.
Характер содержания и объем работы будут, естественно, меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая мак­симальной интенсивности в предвыпускных и выпускных клас­сах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы должна увеличиваться собственно профориентационная работа.
   В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи:
  • оказывает помощь учащимся в са­мопознании;
  • осуществляет психологическую подготовку уча­щихся к труду;
  • участвует в организации их общественно полез­ного и производительного труда;
  • организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропаган­дирует те из них, которые необходимы городу, республике;
  • изучает лич­ность гимназиста, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
  • организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить свое­образную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся;
  • проводит работу с ро­дителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, ра­ботающих в классе.
   В содержание работы классного руководителя 8-11-ых клас­сов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующие мероприятия:
  1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной дея­тельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образо­вания и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.
  2. Встречи с представителями различных профессий, экс­курсии на производство.
  3. Экскурсии  в профессиональные учебные заведе­ния.
  4. Включение каждого учащегося в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультатив­ные занятия, общественная деятельность.
  5. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
  6. Изучение читательских интересов школьников. Совмест­ное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
  7. Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».
  8. Рекомендации учащимся старших классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помо­щи в выборе профиля обучения.
   Естественно, что приведенное выше содержание работы классного руководителя по профориентации следует рассмат­ривать как примерное. При составлении плана оно должно быть скорректировано с учетом специфики класса.
   В 8-9 классе возникают  потребности в профессиональном самоопределении, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Уровень направленности личности в этом возрасте - профессиональные стремления и интересы, связан с волевыми компонентами. Это достаточно устойчивое желание реализовать свои актуальные потребности с помощью определённой будущей профессии. Интерес - это уже устойчивая познавательная активность, проявляющаяся в планомерном освоении деятельности, связанной с будущей профессией (кружки, секции, клубы и другие дополнительные занятия). Учащиеся 8-9 классов заинтересованы в изучении содержания будущей профессии, направлениях профессионального роста. И для них профориентационная работа имеет, более прикладной и менее личностный смысл.
 Гимназист является не только объектом профориентацион­ной деятельности, но одновременно и субъектом. Все наши пе­дагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые ни помогали молодому человеку, профессио­нальный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несет ответственность. Исходя из этого, целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласс­нику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельно­стью.
Учитывая возраст учащихся и психологические аспекты развития профессионального самосознания, актуальной задачей классных руководителей в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения личности учащегося является содействие развитию их профессиональных интересов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий