среда, 10 апреля 2024 г.

Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?

  Очень часто перед классными руководителями встаёт вопрос: как работать с детьми, чтобы избежать конфликтов в классах.

  В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. За отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже говорилось, они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить и т.д.
   Познакомившись с понятием «буллинг», мы узнали, что не всякая ссора может быть буллингом. От драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов. В ситуации буллинга сохраняется постоянная враждебность, возникает длительный конфликт, чаще всего по отношению к отдельному ребёнку. Однако не каждый конфликт может создать условия для возникновения буллинга.     Очень часто в классе учатся дети разные по развитию, социальному статусу. Есть дети из неполных семей, из семей, где у родителей нет возможности или желания больше уделять внимания своим детям. В таких классах чаще всего можно столкнуться с проблемой буллинга. Мальчики чаще всего очень неспокойные, большинство стремится к лидерству, не умеет проигрывать, уступать, возникает много конфликтных ситуаций. Основным направлением в сплочении детского коллектива мы считаем создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтов в классе.
     Психологическое состояние каждого учащегося в классе зависит от того, насколько дружен классный коллектив. От того, насколько сплочены ребята в классе, зависит качество усвоения учебного материала детьми, эффективность работы учителя с классом и формирование личности каждого из учащихся. В создании дружного коллектива главная роль, конечно, принадлежит классному руководителю. Детский коллектив формируется ежедневно, это очень кропотливая и важная работа. Именно авторитет учителя, особенно для младших школьников, играет большую роль.
   Коллектив — это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединённые какими-то целями, задачами, желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.
   На наш взгляд, цель классного руководителя: оказать помощь ребёнку в выстраивании и поддержке приемлемых отношений с учителями и одноклассниками, Этому способствует создание таких ситуаций, когда дети могут высказать свою точку зрения, не боясь осуждения, поддержать товарища, почувствовать себя полезным в общем деле, раскрыть свои способности. Формы и методы работы: беседа, обсуждение ситуаций, соревнование, групповая работа, поиск положительных и негативных примеров в литературных произведениях.
   Сплочению коллектива способствует организация проектной деятельности на уроках и во время внеурочных занятий. Детям нравятся коллективные работы, совместные экскурсии. Совместный поход в музей заряжает положительными эмоциями класс, даёт множество тем для обсуждения.
   Форм и методов работы по сплочению классных коллективов много. Но каждый новый рабочий день ставит перед учителем не только учебные, но и свои воспитательные задачи. Очень важно в повседневной суете не упустить, заметить, приласкать, поддержать, дать правильный совет, помирить, не дать разгореться конфликту. Каждому классному руководителю необходимо прежде всего развивать в себе качества, помогающие в сплочении детского коллектива.
   Специалистами Республиканского центра психологической помощи разработан онлайн курс для подростков «Противодействие буллингу в школьной среде», к которому можно обратиться и пройти вместе с учащимися класса, если есть такая проблема!
   В настоящее время формирование детского коллектива на наш взгляд надо строить, опираясь на убеждение: «Мы разные, но мы вместе, и у нас общая цель».

Комментариев нет:

Отправить комментарий