среда, 18 декабря 2024 г.

Алгоритм действий педагогических работников при выявлении лиц с риском суицида

  12 ноября 2024 г. Министерство здравоохранения направило для руководства в работе "Алгоритм действий государственных органов и иных организаций при выявлении лиц с риском суицида".
  Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.
  Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид — синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.
   Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА

Общие факторы риска суицида
Признаки суицидальных тенденций:
  • стойкие идеи вины, систематическое самообвинение;
  • творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой;
  • высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях;
  • ритуалы прощания с родными и близкими;
  • резкие изменения в поведении, раздача личных вещей; поиск информации о способах суицида;
Признаки суицидального поведения:
  • самоповреждение;
  • попытка суицида.
Факторы риска суицида у несовершеннолетнего:
  • самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей;
  • пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;
  • самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования;
  • отсутствие планов на будущее;
  • повышенная тревожность;
  • перепады настроения;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей;
  • буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками;
  • начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

СТЕПЕНЬ PИСКА CУИЦИДА

Высокий

- наличие у несовершеннолетнего одного и более признаков суицидального поведения (самоповреждение; попытка суицида) и (или) наличие больше 2 признаков суицидальных тенденций (см. Общие факторы риска суицида);

- наличие 4 и больше факторов риска суицида у несовершеннолетнего.

Средний

- отсутствие у несовершеннолетнего признаков суицидального поведения (самоповреждение; попытка суицида) либо наличие не больше 2 признаков суицидальных тенденций (см. Общие факторы риска суицида);

- наличие не больше 4 факторов риска суицида у несовершеннолетнего.

Низкий

Отсутствие у несовершеннолетнего признаков суицидального поведения, признаков суицидальных тенденций (см. Общие факторы риска суицида);

- наличие не больше 3 факторов риска суицида у несовершеннолетнего.

 Маркеры суицидального состояния

  Условием эффективной работы по выявлению детей с высоким уровнем суицидального риска является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам в случаях:
- склонность к быстрой перемене настроения, необычные вспышки раздражительности или любвеобильности; 
- высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; 
- заметная перемена в обычных манерах поведения, наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение и т.п.); 
- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков); 
- появление у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески », отдаление от семьи и друзей и др.);  
- пропуск учащимися учебных занятий без уважительных причин; 
- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ; 
- резкое ухудшение состояния здоровья, недостаток сна или повышенная сонливость, ухудшение или улучшение аппетита, усиление жалоб на физическое недомогание; - признаки беспокойства, усиленное чувство тревоги; 
- неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду; 
- упадок энергии, признаки вечной усталости; 
- излишний риск в поступках; 
- поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни; 
- выражение безнадежности; 
- раздача в дар любимых вещей и предметов, приведение в порядок всех дел; 
- разговоры о собственных похоронах; 
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка. 
   Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста. 
Куда обратиться за помощью?

Комментариев нет:

Отправить комментарий