С целью профилактики суицидального поведения учащихся в гимназии с 10 марта проводится месячник «Мой выбор – жить с
позитивом!».
В целях укрепления межведомственного взаимодействия Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15
Работа по профилактике суицидального поведения включает в себя разнообразные формы работы и охватывает все возрастные категории учащихся (1-11 классы). Информацию для работы Вы можете найти на странице "Профилактика", "Родительский лекторий".Во всех возрастных группах проводится работа по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, обучение навыкам по выходу из экстремальных ситуаций. Особенности суицидального поведения детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.
Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.
Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги, печальное настроение;
- признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.





ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА
Общие факторы риска суицида
Признаки суицидальных тенденций:
- стойкие идеи вины, систематическое самообвинение;
- творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой;
- высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях;
- ритуалы прощания с родными и близкими;
- резкие изменения в поведении, раздача личных вещей; поиск информации о способах суицида;
Признаки суицидального поведения:
- самоповреждение;
- попытка суицида.
Факторы риска суицида у несовершеннолетнего:
- самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей;
- пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;
- самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования;
- отсутствие планов на будущее;
- повышенная тревожность;
- перепады настроения;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей;
- буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками;
- начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
СТЕПЕНЬ PИСКА CУИЦИДА
Высокий | - наличие у несовершеннолетнего одного и более признаков суицидального поведения (самоповреждение; попытка суицида) и (или) наличие больше 2 признаков суицидальных тенденций (см. Общие факторы риска суицида); - наличие 4 и больше факторов риска суицида у несовершеннолетнего. |
Средний | - отсутствие у несовершеннолетнего признаков суицидального поведения (самоповреждение; попытка суицида) либо наличие не больше 2 признаков суицидальных тенденций (см. Общие факторы риска суицида); - наличие не больше 4 факторов риска суицида у несовершеннолетнего. |
Низкий | Отсутствие у несовершеннолетнего признаков суицидального поведения, признаков суицидальных тенденций (см. Общие факторы риска суицида); - наличие не больше 3 факторов риска суицида у несовершеннолетнего. |
Маркеры суицидального состояния
Условием эффективной работы по выявлению детей с высоким уровнем суицидального риска является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам в случаях:
- склонность к быстрой перемене настроения, необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;
- высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;
- заметная перемена в обычных манерах поведения, наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение и т.п.);
- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков);
- появление у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески », отдаление от семьи и друзей и др.);
- пропуск учащимися учебных занятий без уважительных причин;
- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
- резкое ухудшение состояния здоровья, недостаток сна или повышенная сонливость, ухудшение или улучшение аппетита, усиление жалоб на физическое недомогание; - признаки беспокойства, усиленное чувство тревоги;
- неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду;
- упадок энергии, признаки вечной усталости;
- излишний риск в поступках;
- поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;
- выражение безнадежности;
- раздача в дар любимых вещей и предметов, приведение в порядок всех дел;
- разговоры о собственных похоронах;
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.
Куда обратиться за помощью?



Центр, дружественный подросткам "Юникс"

+375 (17) 209 85 61
+375 (25) 502 55 33
e-mail: info@4gdkp.by
Гарантированная анонимность
Комментариев нет:
Отправить комментарий