понедельник, 8 сентября 2025 г.

Месячник по профилактике суицидального поведения детей и подростков "Будь на волне жизни!"

   Проблема самоубийства во многом является закрытой в нашей культуре. Часть информации мы получаем через прессу, часть на примерах личного опыта рядом живущих людей, но в целом, говорить о смерти достаточно сложно. Классный руководитель не только должен все знать об этом, профилактика суицида среди детей и подростков должна стать одной из задач его деятельности.    Цель Всемирного дня, который ежегодно отмечается во всем мире 10 сентября,— повысить во всем мире осведомленность о том, что самоубийства можно предотвратить.

   Напоминаем, что в целях укрепления межведомственного взаимодействия Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13 утверждена «Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних».
   Работа по профилактике суицидального поведения включает в себя разнообразные формы работы и охватывает все возрастные категории учащихся (1-11 классы). Во всех возрастных группах проводится работа по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, обучение навыкам по выходу из экстремальных ситуаций.  
   Информацию для работы Вы можете найти на странице "Профилактика", "Родительский лекторий".
   Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные и непродуманные, совершаются на пике эмоций, а иногда носят и демонстративный характер. Ими движет не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: «Обрати на меня внимание! Пойми меня! Помоги мне советом!» Вообще, самоубийство — отнюдь нелегкое для исполнения решение, потому что ему противостоит такая мощная сила, как инстинкт самосохранения. Однако самоубийцы не способны увидеть иной способ выхода из ситуации, кроме самоубийства, которое словно свет в конце тоннеля.   
  Основным «инструментом» оценки суицидального риска является беседа с учащимся, наблюдение за ним; информация, полученная от его окружения.
  Мотивы суицидального поведения
  • обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви близких, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания по поводу смерти, развода или ухода из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • страх позора, насмешек или унижения;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ.

  Чаще всего молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т. е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.
Алгоритм действия педагога в случае выявления суицидального риска у учащегося:
• обеспечить немедленное наблюдение за учащимся,
• провести беседу с учащимся;
• предложить план помощи;
• по возможности наладить контакт с родственниками и другими эмоционально значимыми для подростка лицами;
• по возможности исключить учащегося из стрессовой ситуации;
 сообщить педагогу-психологу гимназии (каб. 207).

Основные принципы построения беседы с учащимся в случае наличия факторов суицидального риска: 
• Неотложность;
• Конфиденциальность;
• Спокойное, «принимающее» отношение;
• Активное слушание и стимулирование выражения чувств;
• Избегание моральных оценок;
• Искренность и избегание невыполнимых обещаний;
• Неоднократное прояснение информации и проработка суицидальных мыслей.

   Помните, что в мире продолжают жить тысячи людей, которые обратились за помощью, и их жизнь была спасена благодаря своевременному вмешательству психологов, психиатров и других специалистов.
   Что делать в такой ситуации человеку, если рядом нет никого, кто мог бы поддержать? Куда обратиться за поддержкой?
  Для этого в стране созданы телефоны экстренной психологической помощи, или, говоря проще, «Телефоны доверия».
Специалисты выслушают Вашу проблему и дадут рекомендации, как поступить, запишут на прием или подскажут, куда обратиться дальше.
Позвоните, Вам помогут!
Телефоны «Доверия» (экстренной психологической помощи):



Чат-бот "Территория доверия"

Комитетом по здравоохранению создан и функционирует чат-бот для детей и подростков "Территория доверия".
@ChildrenPsychBot - экспериментальная виртуальная помощь для детей и подростков.
Чат-бот (https://t.me/ChildrenPsychBot) – оперативный ресурс для быстрого реагирования на экстренную ситуацию.

Центр, дружественный подросткам "Юникс"

+375 (17) 209 85 61

+375 (25) 502 55 33

e-mailinfo@4gdkp.by

Гарантированная анонимность

Комментариев нет:

Отправить комментарий